Произведение относится к послереволюционному сатирическому творчеству писателя, представленному в качестве сборника небольших ироничных рассказов.
Основной темой двенадцати рассказов сборника является изображение последствий октябрьской революции, непринятой писателем, в сравнении со прошлым России.
В предисловии произведения писатель демонстрирует собственное видение революции в виде неотесанного мужика, готового к нападению в любой момент.
Первый рассказ сборника представляется в виде киноленты, показывающей исторические моменты, вплоть до объявления царем октябрьского манифеста, который принес счастливые мгновения для российских жителей.
Второй рассказ изображается в виде поэмы, описывающей народ, вынужденный слушать лекции о вкуснейшей пище, при этом на деле остающийся постоянно голодным из-за революционного переворота.
Следующим рассказом является изложение истории о стебельке травы, оказывающимся примятым тяжелым сапогом, втоптанным в земле, но жадно желающим ощутить солнечный луч и теплое дыхание ветерка.
«Чертово колесо» представляется рассказом об увеселительном парке, в котором все аттракционы работают в целях уничтожения не только достижений прошлого, но и человеческих жизней. При этом в качестве собственников колеса обозрения, скидывающего людей на асфальт, писатель изображает Ленина и Троцкого.
Затем автор переходит к повествованию о жизни одного из русских рабочих Пантелея Грымзина, который в старые времена получал неплохое жалованье и мог позволить себе хорошее питание, при этом, естественно, возмущаясь богатством других людей, а в нынешнее время, получив гроши за работу, мечтает о прежнем пропитании.
В следующем рассказе писатель излагает в иронической форме сказку про Красную шапочку, раскрывая в ней действия и поступки революционных деятелей, в том числе Троцкого, в виде бесконечной наживы, равнодушия к человеческим проблемам и лживого отношения к людям.
Рассказ «Короли у себя дома» демонстрирует образы Ленина и Троцкого, представленных автором как коронованные супружеские особы, которые внешне изображают благополучное семейство, ежечасно решающее общегосударственные и социальные задачи, а на деле оказываются склочными, постоянно спорящими и ссорящими супругами.
Далее писатель рассуждает о разграбленных старинных усадьбах, прежде представлявшихся гостеприимными домами, а ныне замененными облезлыми квартирами, никогда не убирающимися.
Рассказ «Хлебушко» описывает Россию в образе бедной женщины, скромно наблюдающей беззаботную жизнь зарубежных особ в виде иных мировых государств, среди которых представитель английской страны обещает женщине оказание в будущем помощи.
Особое место в сборнике занимает рассказ об эволюции русских книг, представленных как диалоговая речь, в котором отражается озабоченность автора деградацией населения, лишенного литературного наследия в виде постепенного уничтожения книжного достояния. Вызывает волнение и новелла об отношении иностранцев к русскому народу, вызывающему лишь отторжение и негатив бесконечной пьянкой и откровенным хамством.
В заключительном рассказе, вошедшем в сборник, писатель размышляет о тех прекрасных временах старой России, которая отличается великолепными театральными постановками, множеством отличных литературных произведений, недоступных современному послереволюционному поколению, нежелающему принимать наследие предков, разрушившему все хорошее и не стремящегося создавать новое для собственных детей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
В вокзальном зале в волнении ходил молодой человек. Звали его Леон. Он смотрел по сторонам и поминутно взирал на часы. Не глядел он только лишь в одну сторону.
Произведение раскрывает нам тему сложности выбора. Особенно отчетливо она представлена в образе главного героя Ильи Рамзина.
Этот роман содержит записи Гарри Галлера, называвшим себя Степным волком. Некоторое время он снимал меблированную комнату у одной женщины, племянник которой и обнаружил эти записки, а после их опубликовал.
На окраине города Орла жил Иван Акиндиныч Бергамотов, часто его звали просто Баргамотом. Он был городовым и следил за порядком на Пушкарной улице. Местные жители, которые звались «пушкарями» по наименованию улицы
По всему миру известно имя австралийского новеллиста Стефана Цвейга. Он был мастером слова, его проза увлекает читателей своей глубиной и неожиданностью развязки. О детстве Цвейга мало что известно