Рассказ "Кривые углы" А. Т. Аверченко написан в развлекательном жанре.
События происходят в усадьбе помещика Плантова, которая называется Кривые углы, отсюда и название произведения.
Сюда из Харьковской гимназии прибывает гимназист, ученик шестого класса, в качестве репетитора для Андрейки, по фамилии Поползухин.
Его дорога была нелегкой. Пришлось ехать восемь верст по железной дороге, семьдесят на лошадях, а потом еще восемь идти пешком с тяжелым чемоданом в руках, потому, что кучер был пьян и уснул.
По прибытию его никто не встретил, а когда Поползухин заходит в дом, он видит старуху, которая тут же прячется; маленького мальчика Андрея, который показал язык и тут же заплакал.
Мальчик заявляет гимназисту о том, что он украл для кучера Афанасия бутылку водки, чтоб тот завез репетитора в лес и бросил. Но оказалось, напрасно. Тут же обещает испачкать костюм чернилами,желает учителю пропасть и называет его "сучим".
Потом, наконец, выходит толстый помещик Плантов в халате и с трубкой. Он тут же предлагает научить Поползухина игре в карты, которая называется кончина.
Женщина говорит, что и среди учителей попадаются иногда хорошие люди, просит у них не резать мертвецов и предлагает ему умыться с дороги.
На другой день Андрейка, как и обещал, залил чернилами пиджак Поползухину, за что стоял в углу и плакал. Рядом сидел Плантов и слушал рассуждения гимназиста о том, как тяжело и долго надо учиться, чтобы знать тригонометрию, алгебру, латинский язык и другие науки.
Помещик, подперев щеку рукой, поинтересовался, умеет ли учитель играть на граммофоне. Выясняется, что граммофон на именины ему в подарок прислал тесть. Но никто не знает, как на нем играть, поэтому он стоит без дела.
Гимназист говорит, что он учился и немного умеет играть, хоть это и очень трудно и соглашается им показать. Он достает граммофон из зеленого сундука под беличьим салопом, завернутый бережно в газеты, устанавливает его и, презрительно усмехнувшись, с важным видом включает его.
Тут же раздается песня "Выйду ль я на реченьку" и все жильцы Кривых углов сходятся на звук.
Так начинаются светлые дни Поползухина. Андрейка его боится до обморока, помещик ходит по пятам, умоляя поиграть на граммофоне, госпожа Плантова подкладывает в тарелку лучшие куски, девка ставит каждый день в вазе свежие цветы, а обувщик натирает сапоги до блеска.
Гимназист ест и пьет пять раз в день, лишь изредка включает граммофон, чтоб порадовать хозяев, совсем не видит Андрейку и спит, сколько душе угодно.
Но сладкая жизнь заканчивается, когда в поместье приезжает студент и раскрывает правду о том, что играть на граммофоне легко и сможет каждый, даже ребенок. Больше никто в доме не превозносит учителя и начинаются его серые будни.
Рассказ учит нас знать свое место и говорить правду, чтоб потом не страдать ото лжи.
Отдельно пересказ Глава 2
Следующий день, послеобеденный период, Поползухин, находясь у себя в комнате, очищал свой пиджак, который был запачкан чернилами. Мальчишка Андрейка находился рядом и был крайне расстроен, меняя эту занятость с испытанием достать при содействии зубов гвоздик находящийся в стене напротив.
Противоположно Поползухину находился с картами помещик Плантов и ждал, момента, когда Поползухин завершит то, чем он занимался в данный момент.
— Учение— вещь весьма не легкая, —высказался Поползухин. — Вам известно понятие тригонометрии?
—Отсутствует!
—10 лет исследовать необходимо её. Алгебру —7 с половиной лет. Латинская речь — десять лет. И даже при это в дальнейшем ничего знать не будешь. Сложно! Ученые 20 тысяч в год зарабатывают.
Плантов подпёр щёку своей конечностью и сконцентрированно выслушал Поползухина.
—Безусловно, население сейчас другое, — заявил некто. — Всё понимают. Вы на патефоне умеете исполнять?
— Каким образом?
— Но таким образом... Отправил мне отец жены на день рожденье из города патефон... Трубка имеется подобная, кружочек. А как на нём исполнять что либо, черт его понимает! Так и стоит без дела.
Поползухин отвел взгляд на Плантова, убрал в сторону жакет и высказался:
— Однако, я на патефоне несколько умею играть. Обучался когда-то. Только лишь трудно, искренне говоря!
— Ну? Исполните? Таким образом похвально!..
Плантов оживился, вспрыгнул и захватил абитуриента за его конечность.
—Идём! Вы нам сыграете. Ну его к черту, ваш жакет! Потом дочистите! Выслушаем, как оно это... Любимая, любимая!.. Беги сюда, бери клубок ниток, учитель на патефоне играть сейчас будет!
Патефон находился в зелёноватом сундучке под беличьим салопом, сложенный в какие-то печатные издания и коленкор.
Поползухин с жестоким, уверенным лицом достал патефон, поставил его, придвинул рупор и махнул рукою.
— Постарайтесь, всевышние, отступить дальше! Андрейка, твоя милость, для чего ты с колен встал? Как жакеты чернилами портить, тут ты мастер на все руки, а как на коленях находиться, так не могу! Всевышние, будьте ласковы отсесть дальше, вы меня нервируете!
— А вы его не сломаете? — встревожено задал вопрос Плантов.— Вещь не из дешевых.
Поползухин посмеялся в ответ.
—Никак не опасайтесь, и не с такими агрегатами дело имели!
Некто всунул в проем иглу, положил пластинку и завёл пружину. Все без исключения были в шоке. С трубы донесся визгливый общечеловеческий визг, вопивший: «Выйду ль я на реченьку».
Тусклый с гордыни и упоенный собственным могуществом, находился Поползухин около патефона а и так же иногда, с равнодушием знающего, смотрящего виды мастера подвертывал винт, регулирующий высоту и частоту звука этого граммофона.
Помещик Плантов подбивал себя по бёдрам, вспрыгивал и, подбегая ко всем, высказывал:
— Ты осознаешь, что это такое? Людный голос из трубки! Андрейка, видал, болван, какого мы тебе отличного учителя нашли? А ты всё по крышам домов бегаешь!.. А ну что-нибудь покажите, всевышний Поползухин!
В дверях столпилась прислуга со странным восхищением и тайным ужасом лицами.
Потом подкралась вчерашняя девушка преклонного возраста. Она взглянула в комнату, увидела учителя, сверкающий рупор, махнула руками и вновь сбежала, делая прыжки, в сад.
В Кривых Углах она была максимально трусливым, ужасным и тупым созданием.
Аварченко в данном произведении подмечает то, что люди, которые имеют какие- либо знания имеют значительную власть над теми, кто нет. Рассказ призывает учиться, учиться и еще раз учиться.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Одним летним вечером многодетная семья распевала религиозную песню и раздавала брошюру. Старшему сыну совсем не нравилась раздача брошюры. А родители испытывали моральное удовлетворение от религиозных дел
Героем данного рассказа является лейтенант по имени Егор Дремов, который был всячески искалечен на войне. Фронт поразил персонажа не только физически, но и духовно. Дремову довелось сгорать в танке
Главный герой, от лица которого написан роман, служит ночным портье в отеле. Ему 33 года, он холост, жизнь его довольно однообразна.
На зиму Аким нанялся работать охотником-промысловиком на реке Эндэ. Когда он пришел к месту зимовья, то обнаружил внутри охотничьего домика девушку Элю из Москвы. Выяснилось, что она хотела присоединиться
Автор рассказа, звали его Фёдор Александрович, каждое утро во дворе своего дома встречал Марию Тихоновну, крупную голубоглазую женщину. Она работала делопроизводителем на кафедре русской литературы