Девятилетнего Егорушку мать, Ольга Ивановна, отправляет в гимназию вместе с его дядей Иваном Кузьмичевым. Тот должен по пути в город встретиться с купцом по фамилии Варламов, чтобы решить деловой вопрос. С дядей едет священник отец Христофор, а везет всех кучер Дениска. Все происходящее, как это и будет у позднего Чехова, по большей степени дается через призму восприятия мира конкретного персонажа – в данном случае мальчика Егорушки. Его взгляд на мир мифологически-сказочный, подчерпнутый из книжек, преданий, сказок.
Едут весь день, а нагнать Варламова не могут, он как будто ускользает, но его присутствие везде ощутимо (о. Христофор даже сравнивает его с кружащим по степи коршуном). К вечеру подъезжает к дому. Здесь живут Мойсей Мойсеич , его жена Роза, их дети, брат Мойсея – Соломон. Первый из братьев суетится, пытаясь угодить гостям, второй же не скрывает своего пренебрежения к стараниям брата и презрения к приезжим. Еврейка дает Егорушке хлеб с медом, а, узнав, что он разлучился с матерью, еще и пряник. Внезапно в дом впархивает красивая женщина, она умиляется Егорушке и тоже расспрашивает о Варламове. Спутникам Егорушки и ему самому пора в путь, из их шепота мальчик узнает, что красивая барыня – графиня Драницкая. В мечтах о Варламове и графине Егорушка впадает в сон.
Когда он просыпается, бричка стоит, а дядя с кем-то переговаривается. Это подводчики. Они берут мальчика с собой. На следующий день Егорушка знакомится с ними. Он находит общий язык со стариком Пантелеем (который оказывается старообрядцем) и юродивым Васей, сочувствует Емельяну, бывшему певчему, потерявшему голос; неприязнь вызывает Дымов, забивший от скуки ужа, и крикливый забияка Кирюха. Обоз останавливается у деревни. Темнеет, подводчики делятся воспоминаниями из прошлого.
Обоз продолжает путь только следующим вечером, Егорушка размышляет о жизни и смерти и никак не может представить себя мертвым. В полночь подводчики устраивают привал у костра, Пантелей начинает рассказывать якобы реальные страшные истории из жизни, вдруг к костру приближается человек. Он называется Константином и поясняет, что идет в другую деревню за женой, которую очень любит и не может прожить и дня. Все сидящие понимают, что перед ними счастливый человек, им становится скучно и тоже хочется счастья. Обоз трогается, Егорушка засыпает, а на утро воз оказывается в какой-то деревне, где, наконец, мальчик видит таинственного Варламова. Той же ночью, очень тоскливой и душной, происходит конфликт между Егорушкой и Дымовым: мальчик выплескивает накопившуюся обиду и злость, и тоскует по матери. Погода портится, начинается дождь и гром с грозой. Егорушка чувствует себя больным, у него начинается озноб и бред, его тошнит.
Очнувшись, он слышит голос Дениски и вновь встречает дядю и о. Христофора. На следующее утро он совсем поправляется. Иван Иваныч ведет племенника к давней подруге своей сестры, у которой Егорушке предстоит жить, учась в гимназии. О. Христофор дает ему последние напутствия перед учением. Дядя прощается с Егорушкой, говоря таким голосом, как будто в комнате покойник и уходит.
Литературоведы полагают, что путешествие Егорушки в компании взрослых – это метафорический процесс инициации, т.е. обряд перехода из одного статуса (мальчика с мифологическим мышлением) в другой (будущего гимназиста) за счет прохождение через испытания. Отсюда понятным становится его болезнь и выздоровление, т.е. смерть в старом качестве и перерождение в новом.
В повести "Егорушка" автор повествует о путешествии девятилетнего мальчика Егорушки, который отправляется учиться в гимназию под присмотром дяди-Иван Кузьмича и священника Христофора. Путешествие начинается с описания чувств и мыслей мальчика, который боится перемен и скучает по дому. Он видит в дороге только уныние и однообразие, в то время как взрослые, наоборот, настроены оптимистично.
Встречи на пути, например, с рабочими-путешественниками, открывают перед Егорушкой новый мир, где люди делятся историями о жизни, смерти, любви, судьбе. Егор наблюдает за ними, впитывая их мудрость и опыт. Он узнает о разных взглядах на жизнь: Христофор верит в силу знаний и образования, Иван Кузьмич же считает, как и многие из рабочеств, что образование не всегда нужно всем.
Встреча с графиней Драницкой пробуждает у мальчика мечты о любви и красоте. Путешествие Егорушки – это не просто дорога к гимназии, а путь к взрослению. Он сталкивается с разными людьми, учится понимать их мотивы, чувства, переживания.
Встреча с рабочими открывает мальчику мир труда, где он видит как люди живут и борется за выживание. Егор понимает, что жизнь не только в красивых садах и замках, но и в труде. Он наблюдает за тем, как люди живут, как ведут себя, как общаются, как работают.
Ссоры между рабочими показывают ему драматические стороны жизни, а счастливый Константин с его любовью к жене показывает другую сторону человеческой души. Смерть и жизнь, любовь и ненависть, труд и праздность - все это он видит в дороге.
В финале Егорушка болен и прощается с дядей и Христофором. Он понимает, что у него новая жизнь начнется. Егорушка растет, учится и меняется, как и сам автор, который наблюдает за ним.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Французская полиция привлекает Огюста Дюпена к раскрытию убийства мадемуазель Мари Роже. До этого случая Дюпен раскрыл убийство мадам ДЭспанэ и ее дочки.
Проживал в небольшом городке столяр Джузеппе и изготавливал красивые фигурки, чтобы продавать и жить на эти средства. Однажды ему попалось полено, которое издавало какие-то звуки, и он испугался.
Книга Маленький Мук известного на весь мир немецкого сказочника Вильгельма Гауфа является одним из самых знаменитых произведений писателя. При жизни автор не испытал большой славы
Самая замечательная пора нашей жизни это детство. В детские годы живется хорошо и беззаботно. Эти годы навсегда останутся у нас в памяти, как самые лучшие.
Ясной летней ночью из переселенческого барака в Сибири сбежал 11-летний мальчик Семка. Прибыл он в эти края вместе с родителями из деревни Белой, но по дороге отец и мать умерли, и Семку поместили к четверым таким же несчастным детям