Девятилетнего Егорушку мать, Ольга Ивановна, отправляет в гимназию вместе с его дядей Иваном Кузьмичевым. Тот должен по пути в город встретиться с купцом по фамилии Варламов, чтобы решить деловой вопрос. С дядей едет священник отец Христофор, а везет всех кучер Дениска. Все происходящее, как это и будет у позднего Чехова, по большей степени дается через призму восприятия мира конкретного персонажа – в данном случае мальчика Егорушки. Его взгляд на мир мифологически-сказочный, подчерпнутый из книжек, преданий, сказок.
Едут весь день, а нагнать Варламова не могут, он как будто ускользает, но его присутствие везде ощутимо (о. Христофор даже сравнивает его с кружащим по степи коршуном). К вечеру подъезжает к дому. Здесь живут Мойсей Мойсеич , его жена Роза, их дети, брат Мойсея – Соломон. Первый из братьев суетится, пытаясь угодить гостям, второй же не скрывает своего пренебрежения к стараниям брата и презрения к приезжим. Еврейка дает Егорушке хлеб с медом, а, узнав, что он разлучился с матерью, еще и пряник. Внезапно в дом впархивает красивая женщина, она умиляется Егорушке и тоже расспрашивает о Варламове. Спутникам Егорушки и ему самому пора в путь, из их шепота мальчик узнает, что красивая барыня – графиня Драницкая. В мечтах о Варламове и графине Егорушка впадает в сон.
Когда он просыпается, бричка стоит, а дядя с кем-то переговаривается. Это подводчики. Они берут мальчика с собой. На следующий день Егорушка знакомится с ними. Он находит общий язык со стариком Пантелеем (который оказывается старообрядцем) и юродивым Васей, сочувствует Емельяну, бывшему певчему, потерявшему голос; неприязнь вызывает Дымов, забивший от скуки ужа, и крикливый забияка Кирюха. Обоз останавливается у деревни. Темнеет, подводчики делятся воспоминаниями из прошлого.
Обоз продолжает путь только следующим вечером, Егорушка размышляет о жизни и смерти и никак не может представить себя мертвым. В полночь подводчики устраивают привал у костра, Пантелей начинает рассказывать якобы реальные страшные истории из жизни, вдруг к костру приближается человек. Он называется Константином и поясняет, что идет в другую деревню за женой, которую очень любит и не может прожить и дня. Все сидящие понимают, что перед ними счастливый человек, им становится скучно и тоже хочется счастья. Обоз трогается, Егорушка засыпает, а на утро воз оказывается в какой-то деревне, где, наконец, мальчик видит таинственного Варламова. Той же ночью, очень тоскливой и душной, происходит конфликт между Егорушкой и Дымовым: мальчик выплескивает накопившуюся обиду и злость, и тоскует по матери. Погода портится, начинается дождь и гром с грозой. Егорушка чувствует себя больным, у него начинается озноб и бред, его тошнит.
Очнувшись, он слышит голос Дениски и вновь встречает дядю и о. Христофора. На следующее утро он совсем поправляется. Иван Иваныч ведет племенника к давней подруге своей сестры, у которой Егорушке предстоит жить, учась в гимназии. О. Христофор дает ему последние напутствия перед учением. Дядя прощается с Егорушкой, говоря таким голосом, как будто в комнате покойник и уходит.
Литературоведы полагают, что путешествие Егорушки в компании взрослых – это метафорический процесс инициации, т.е. обряд перехода из одного статуса (мальчика с мифологическим мышлением) в другой (будущего гимназиста) за счет прохождение через испытания. Отсюда понятным становится его болезнь и выздоровление, т.е. смерть в старом качестве и перерождение в новом.
В повести "Егорушка" автор повествует о путешествии девятилетнего мальчика Егорушки, который отправляется учиться в гимназию под присмотром дяди-Иван Кузьмича и священника Христофора. Путешествие начинается с описания чувств и мыслей мальчика, который боится перемен и скучает по дому. Он видит в дороге только уныние и однообразие, в то время как взрослые, наоборот, настроены оптимистично.
Встречи на пути, например, с рабочими-путешественниками, открывают перед Егорушкой новый мир, где люди делятся историями о жизни, смерти, любви, судьбе. Егор наблюдает за ними, впитывая их мудрость и опыт. Он узнает о разных взглядах на жизнь: Христофор верит в силу знаний и образования, Иван Кузьмич же считает, как и многие из рабочеств, что образование не всегда нужно всем.
Встреча с графиней Драницкой пробуждает у мальчика мечты о любви и красоте. Путешествие Егорушки – это не просто дорога к гимназии, а путь к взрослению. Он сталкивается с разными людьми, учится понимать их мотивы, чувства, переживания.
Встреча с рабочими открывает мальчику мир труда, где он видит как люди живут и борется за выживание. Егор понимает, что жизнь не только в красивых садах и замках, но и в труде. Он наблюдает за тем, как люди живут, как ведут себя, как общаются, как работают.
Ссоры между рабочими показывают ему драматические стороны жизни, а счастливый Константин с его любовью к жене показывает другую сторону человеческой души. Смерть и жизнь, любовь и ненависть, труд и праздность - все это он видит в дороге.
В финале Егорушка болен и прощается с дядей и Христофором. Он понимает, что у него новая жизнь начнется. Егорушка растет, учится и меняется, как и сам автор, который наблюдает за ним.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Дениска в шесть лет уже думал о своей будущей профессии. У него очень часто менялись варианты того, кем он хочет стать. Как и все маленькие дети Дениска не любил ложиться спать. Поэтому он мечтал стать астрономом.
В произведении «Живой как жизнь», созданном Корнеем Ивановичем Чуковским, исследуется русский язык. Текст произведения написан интересным языком, который не даёт читателю заскучать.
Рассказ Ивана Шмелева «Русская песня» впервые был опубликован в авторском сборнике «Лето Господне. Праздники» (Белград, 1933).
В давние времена, в городе Багдаде жил торговец, звали его Синдбад. К нему всегда приезжали гости, другие купцы из далеких стран. Они рассказывали арабскому торговцу о своих поездках, о том, где бывали. Синдбад любил такие рассказы, и однажды
Рассказ ведется от лица восьмилетнего мальчика. Он и его друг Мишка загорелись идеей приобрести игрушечный телефон. Мальчишки жили в соседних квартирах, поэтому такой аппарат пришелся им по душе.