Пьеса рассказывает нам об одном старике, умирающим от болезни. Этот старик, Николай Степанович, - известный профессор, умнейший человек, почитаемый многими людьми. Всю жизнь он трудился, чтобы достичь уважения, и вот теперь ему осталось едва ли полгода. Как человек умный и знающий симптоматику своего заболевания он сам дал себе этот срок. Но что ему делать? Несмотря на весь его ум, образованность, авторитет в научных кругах, он стар, немощен и умирает.
Из-за постоянного ожидания смерти герой перестал спать, он потерял вкус ко всем маленьким прелестям жизни, которые теперь кажутся ему совершенно бессмысленными. Он ищет ответы на свои вопросы, - а в чем, в общем-то, был смысл всей его жизни, которая привела к подобному концу. Ведь ему не исправить происходящего. Никогда он не верил в загробную жизнь, но теперь стал задумываться на эти темы, искать ответы на свои вопросы. Из-за чувства, как будто его обманули, из-за постоянного неудовлетворения, он стал раздражительным.
Дома события развиваются своим чередом, - жена и дочь живут повседневной рутиной, и это Николаю Степановичу не приносит ничего, кроме раздражения. Единственная его отрада, - Катя, дочь его друга, которую он усыновил еще в детстве. Она с юности любила театр, пыталась стать актрисой, но не получилось, пыталась любить, - но тоже не вышло, у нее умер ребенок, и вообще жилось той не сладко. Катя его понимала и все время спрашивала, «Что мне делать?». Ответа Николай Степанович не знал, потому что сам себе не мог ответить на тот же вопрос.
Впоследствии, главный герой повести сделал вывод, что не было у него общей, связующей всю его жизнь и поступки одной нитью, которая бы привела его к душевному равновесию в конце. Но такой цели у него не было, и придумать, узнать и понять ее, он уже не успевал. Смысл жизни для него был потерян, он сдался и решил ждать своего конца с полным равнодушием. Подобное равнодушие пугало, так как означало смерть души, так ничего и не получившую от жизни.
Говорит эта повесть о том, что кем бы ни был человек, конец будет одним у всех. Поэтому тогда, когда мы тратим свое время на повседневные дела, не приводящие ни к чему осмысленному, стоит задуматься о причине существования человека. Ведь если ему суждено умереть, так не лучше ли сделать это, достигая самых высоких, прекрасных, душевных целей, о которых потом не жалко.
Рассказ ведется от лица профессора Николая Степановича, человека известного и уважаемого, который узнал о своей неизлечимой болезни и предстоящей смерти. Ему осталось жить не больше полугода. Он погружен в размышления о смысле своей жизни, пытаясь понять себя и свое место в мире, столкнувшись с неизбежностью смерти.
Николай Степанович чувствует отчуждение от близких: жена Варвара и дочь Лиза кажутся ему поверхностными и неинтересными. Даже общение с коллегами — прозектором Петром Игнатьевичем и швейцаром Николаем — не приносит ему удовлетворения. Преподавание, когда-то его страстью, теперь стало тягостным долгом: он понимает, что болезнь мешает ему быть прежним блестящим лектором, но не может найти в себе силы уйти с этой должности.
Наука остается единственным источником смысла для Николая Степановича. Отказаться от нее равносильно смерти для него. Он осознает, что известность и долгая жизнь не защищают его от страданий, которые теперь преследуют его.
В жизни профессора есть светлая точка — Катя, дочь его покойного друга-окулиста. Николай Степанович стал ее опекуном, она жила с ним до десяти лет. Катя, когда-то полная надежд и мечтаний о театре, теперь превратилась в отчаявшуюся и разочарованную девушку, пережив предательство любимого человека и потерю ребенка. Она пишет Николаю Степановичу письма, прося совета, который он не всегда может дать. Между ними существует глубокая связь, похожая на любовь отца к дочери.
В то же время Варвара и Лиза испытывают к Кате ненависть, что, по мнению Николая Степановича, свойственно женщинам. Катя, в свою очередь, презирает их взаимно.
Ежедневные семейные обеды, куда приглашает себя Александр Адольфович Гнеккер, поклонник Лизы, вызывают у Николая Степановича раздражение и недоверие. Жена настаивает на поездке в Харьков для проверки информации о Гнеккере, но Николай Степанович неохотно соглашается.
Вечерами он проводит время с Катей, находив в ее компании утешение и спокойствие. Другим гостем у Кати становится Михаил Фёдорович, филолог, тайно влюбленный в нее.
Однажды Катя просит Николая Степановича о помощи, предлагая ему свои деньги для лечения. Он отказывается, но она уезжает, обеспокоенная его состоянием.
Николай Степанович отправляется в Харьков, где не может найти никакой информации о Гнеккере. Вскоре он получает телеграмму от жены с шокирующим известием: Гнеккер тайно женился на Лизе. Николай Степанович испытывает к этому событию странное равнодушие, удивляясь своей апатии. Он продолжает размышлять о своем состоянии в гостиничном номере.
Внезапно в его номер заходит Катя. Она плачет и умоляет Николая помочь ей, не зная, что делать с жизнью. Николай Степанович не может дать ей конкретного совета, лишь утешает ее общими словами и приглашает позавтракать. Понимая, что не получит ответа, Катя сообщает о своем отъезде в Крым.
"Значит, на похоронах у меня не будешь?" — хочет спросить Николай Степанович, но Катя уже уходит. Они прощаются. Автор заканчивает рассказ словами: "Прощай, моё сокровище!".
Можете использовать этот текст для читательского дневника
В рассказе описывается случай, который произошел в одной школе первого сентября. В класс первоклассников заглянул герой рассказа — старшеклассник Юра. Уроки уже закончились, но на задней парте сидела и плакала очень
Рассказчик – писатель, задумавший опубликовать книгу об «отце атомной бомбы» Феликсе Хонникере. Для осуществления задумки, он связывается с детьми ученого. Оказалось, что старший, Филипп Хонникер, является министром в небольшой стране Сан-Лоренцо
Рассказ «Однажды осенью» Федора Абрамова будет интересен тому, кто устал от Шреков, Трансформеров и других бессмысленных произведений.
Произведение «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», написанное писательницей из Швеции Астрид Линдгрен и входит в трилогию сказочных повестей о мальчике и его необычном друге.
Случилось это давно. В ту пору барин строго следил, чтобы народ не шастал из одной деревни в другую. Однажды он явился в Полевую в осеннюю распутицу. Собрав приказчиков и попов