Повествование ведется от первого лица. Юлия Васильевна работает гувернанткой. Она обучает детей рассказчика. Однажды рассказчик вызвал ее к себе в кабинет, для того чтобы выплатить ей заработную плату.
Юлия Васильевна вошла в кабинет, села. Если бы работодатель ее не вызвал сама бы гувернантка вряд ли подошла, поскольку очень стеснительная, о чем упомянул рассказчик, назвав ее «церемонной».
Итак, рассказчик начал считать деньги. По его словам, они договаривались о месячной зарплате в 30 рублей. Гувернантка робко возразила, что выплатить ей должны 40. Рассказчик аргументировал это тем, что у него записано по 30. Далее работодатель утверждает, что она работала два месяца. На самом деле Юлия Васильевна жила в доме 2 месяца и 5 дней, о чем сообщила рассказчику. Он настоял на 2 месяцах – якобы у него так записано.
В общем, гувернантке полагалось 60 рублей. Однако работодатель решил вычесть из этой суммы воскресенья и праздничные дни, в которые занятий с учеником не проводилось. На это действие гувернантка лишь покраснела и начала теребить ткань платья, но никак словами не возразила.
Затем рассказчик вычитал из положенной зарплаты дни, когда его сын был болен, а гувернантка занималась только с дочерью, и дни, когда сама гувернантка болела. Реакция гувернантки на это была такой: задергался подбородок, глаза стали влажными, она начала нервничать, но никак не возразила.
Работодатель решил не останавливаться на вычетах и решил урезать зарплату Юлии Васильевны на сумму чашки, которую она разбила, и одежды сына, которую тот порвал по недосмотру гувернантки. Более того, он вычел деньги, которые гувернантка якобы брала в долг, хотя на самом деле она денег не занимала. Юлия Васильевна чуть не начала плакать. Пыталась возразить: денег в долг она брала у жены работодателя, да и то лишь 3 рубля. Рассказчик вычел и эти 3 рубля.
Итак, рассказчик насчитал зарплату в 11 рублей. Юлия Васильевна взяла деньги, тихо сказала «мерси». Рассказчик вскипел, не понимая за что его благодарят, ведь он обсчитал ее! Оказалось, что в других местах работы ей вообще не платили.
Конечно, рассказчик подшутил над ней и вернул все деньги, недоумевая, отчего она такая размазня. По мнению Юлии Васильевны, в этом мире можно жить, не будучи «зубастой».
Рассказ учит прежде всего не быть размазней, уметь постоять за себя, не стесняться высказывать личное мнение. Также из него можно извлечь урок: к людям нужно относиться справедливо, так как не все способны отстоять свою правоту.
Рассказ повествует о встрече рассказчика с гувернанткой его детей, Юлией Васильевной.
Господин, желая рассчитаться с ней за два месяца работы, начинает пересчитывать деньги, вычитая из общей суммы оплату за воскресные прогулки вместо занятий, праздничные дни, дни болезни сына и даже время, когда гувернантка болела зубами. Он также убавляет стоимость разбитой чашки и порванного сюртучка, которые произошли по его мнению из-за невнимательности Юлии Васильевны.
В процессе расчета он приписывает ей неверно взятые десять рублей, что она отрицает. Однако, несмотря на все вычеты, рассказчик в итоге предлагает ей всего 11 рублей, за что та благодарит его.
Рассказчик, охваченный злостью и желанием испытать гувернантку, осознает свою жестокость и решает вернуть ей полную сумму - 80 рублей. Юлия Васильевна принимает деньги без возражений, что вызывает у рассказчика удивление и мысль о легкости быть сильным в этом мире.
В финале он замечает на лице Юлии Васильевны понимание: "Можно" быть такой покорной и молчаливой.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Людмила выходит замуж за Руслана. На их свадьбе пирует много народу. Но есть три человека, которые не рады счастью пары. Князь Владимир — отец невесты. Он благословляет пару после пира.
Работа летчиков важна ровно как крестьян, которые работают на полях. Одни выращивают плоды, другие покоряют небесные просторы. В 1926 году Экзюпери начинает работать летчиком по маршруту Тулуза – Дакар
События разворачиваются в провинциальном городе. Перед нами предстают конторщик Митя и Егорушка, который сообщает, что никого нет дома, кроме Гордея Карпыча
Начинается рассказ великого классика Льва Толстого «Холстомер» такой картинкой. Конюх пригоняет табун к реке, ласкает коня Холстомера, а потом ни с того ни с сего больно бьет его.
Владимир Набоков - знаменитый писатель начала ХХ века. Его творчество имеет неоднозначную оценку среди литературных критиков. Однако нельзя отрицать уникальность творчества этого автора