Иван Грозный устроил пышный пир в Москве со своими приближёнными - опричниками. Столы ломились от яств, золото блестело на ковшах, гусляры пели песни о былых победах царя, о взятии Казани и Астрахани. Но сам царь был мрачен, его не радовала веселая обстановка.
Чтобы скрыть своё настроение, он велел каждому из опричников надеть "личину" - маску веселья. Иван Грозный сам первым начал плясать в этом маскараде, призывая своих воинов играть громче на инструментах. Все подчинились, кроме князя Михаила Репнина.
Репнин открыто высказал своё несогласие с царем, обвинив его в забвении Бога и в окружении себя злыми опричниками. Он призвал царя обратиться к народу, распустить опричнину и вернуться к справедливому правлению.
Грозный, оскорблённый словами Репнина, пригрозил ему смертью, если тот не замолчит и не наденет личину. Но князь, отважно отверг угрозы, назвал опричню злом и отказался играть роль весельчака. Он плюнул на "личину" и бросил свой кубок на пол.
В ярости царь приказал казнить Репнина, который погиб, пронзённый жезлом. Опричники продолжали пировать, но Иван Грозный был охвачен мукой. Он понял, что убил верного слугу и больше не мог наслаждаться праздником.
Песни о победах царя теперь звучали напрасно, вина лилась без радости, ведь в душе царя царил глубокий позор и раскаяние.
В стихотворной мини-поэме Алексея Толстого события развиваются по ходу шумного застолья, на котором пируют сам Иван Грозный и его опричники. Автор как бы улыбается над своими главными героями: пока бедный народ голодает и прозябает в нищете, правители развлекаются, а не занимаются делом. Стол ломится от яств, посуда сверкает золотом, вина разливаются реками без краев. Пьяные опричники портят разлитыми напитками ковры и царские покои. Но все это никак не заботит Ивана Грозного.
Государю весело, он решает устроить в порядке забавы такой маскарад. Требует подать себе маску и становится в ней язычником, что уж совсем недопустимо на застолье христиан. Звучат тосты, царь заказывает больше громкой музыки. Музыканты покорно ударяют по струнам и клавишам.
Между тем среди этого разгула находится один человек - князь Михайло Репнин, который отваживается образумить царя и его гуляк. Ни под какую личину князь не прячется и прямо заявляет на пиру, что Иван Грозный опрометчиво отодвинул от себя христианскую веру. А опричников и вовсе охарактеризовал как детей бесов.
Иван Грозный не поверил своим ушам и стал уточнять, кто такой этот смельчак. И не пьян ли он, не тронулся ли разумом, допуская подобную дерзость. Царь неимоверно разгневался, пригрозил смертью князю. «Строптивый раб, надень маску или умрешь!» - требует царь. А князь поднимается во весь рост, осеняет себя крестом и произносит речи, проклинающие опричнину.
Он говорит добрые слова в адрес царя, но царя прежнего – когда Иван Грозный был справедливым и великодушным. Князь обращается к царю и призывает понять, что вокруг него собрались льстецы и бандиты. А потом топчет ногами отвергнутую маску, символизирующую подлый обман. Иван Грозный не может вынести этих поступков, он в слепой ненависти бьет и убивает князя жезлом.
Кубки опять наполняются вином. Но смерть Репнина не бесцельна. Алексей Толстой в конце стихотворного произведения показывает, что Иван Грозный задумывается о своей жизни, у него будто открываются глаза на опричников и опричнину. Песни и пир не могут заглушить прозрения Ивана Грозного. Веселье уже не то.
Маленькая поэма показывает, как важно ни под кого не подстраиваться, не изменять себе… Но и понимать, какой ценой может быть оплачен такой вызов всемогущим властителям – учит тоже. Да, князя Михайло Репнина возведут в герои – но только посмертно.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Рассказ описывает сцену на даче, где хозяин Осип Федорыч Клочков читает гостям собственноручно написанный водевиль
Бобу мама подарила отличные, военной расцветки брюки. Всем ребятам они очень нравились. Сшиты они были из камуфляжной материи.
В дом к известному сыщику приходит юная леди. Это Элен Стоун, она очень напугана и обеспокоена, просит Шерлока Холмса помочь и рассказывает странную историю. Девушка проживет вместе со своим отчимом
Повествование происходит от лица человека, который путешествует по родным краям, вооружившись старинной карте, на которой не все места обозначены особенно точно. И нашему герою приходится поправлять их время от времени.
Совершая паломничество в Кентербери в апреле месяце, в харчевне останавливаются и знакомятся между собой группа из 29 человек. Они все разного социального статуса, в разном экономическом положении