Маленькая деревенская школа в киргизской степи. В классах гуляют ледяные ветра, никакого отопления нет. Ученики все простужены. Учительница рассказывает им о солнечном Цейлоне, полном фруктовых деревьев, экзотических птиц, где нет зимы и вьюг.
Идёт война. Султанмурат не слушает учительницу. Много мужчин с деревни уже погибли на фронте, а мальчик давно не получал от отца никаких вестей. В голове Султанмурата крутятся воспоминания о довоенных счастливых временах.
Мальчик был давно влюблён в девочку Мырзагуль. На сердце и внимание девочки претендовал также Атынай.
В колхозе не хватает рабочих рук, и ученикам приходится в учебное время помогать взрослым. Султанмурат взялся заботиться о конях своего отца: животных нужно было подготовить к пашне. Вскоре мальчик возглавил рабочий отряд. Под его ответственность кроме лошадей перешло ещё и оборудование. Коней сумели выходить. Но Атынай, желая покрасоваться перед Мырзагуль, загнал лошадь на крутой склон, и животное повредило себе ногу. Рассердившийся бригадир набросился на Султанмурата с плёткой.
Мама мальчика заболела, все домашние заботы легли на него. Помочь детям приехал дядя. Султанмурат уходит из школы.
Он пишет письмо возлюбленной, но она не отвечает на его послание. Случайно столкнувшись с девочкой, Султанмурат видит в её руках платочек с вышитыми именами. Он понял, что она также влюблена в него. Недолго длилась его радость: пришла весть о смерти отца.
Работа на полях оказалась тяжелой, холода не желали отступать. Но тут пролетают первые журавли – знак весны и скорого богатого урожая.
Уставшие после работы на поле мальчишки легли спать. В ночной темноте на них напали конокрады. Преступники увели 4 лошадей, связав спящих парней. Султанмурат смог оседлать отцовского коня и последовал за конокрадами. Воры убили лошадь, мальчик упал на землю и заплакал: он понял, что уже никогда не встретит отца, как мечтал, на его любимом коне. И тут появляется голодный волк, учуявший запах тёплой крови. Зверь приближается к мальчику, готовясь напасть. Султанмурат стоит лишь с уздечкой в руках...
Это произведение о жестоких годах Великой отечественной войны. Героями повести являются дети, вынужденные поднимать колхозные поля, обеспечивать фронт хлебом, заботиться о своих семьях. Автор восхищается мужеством простых деревенских детей, вырастающих на глазах читателя. Когда Родина в опасности, все встают на ее защиту.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Бывший ученик вспоминает один инцидент из своей школьной жизни, который оставил неизгладимый след на его сознании и продолжает беспокоить по сей день.
Рассказ В.П. Астафьева Домский собор считается одним из лучших его творений и занимает почётное место среди других произведений известных русских писателей.
Е.И. Носов – советский и русский писатель, автор более двух десятков книг. Отмечен рядом наград как за военные, так и за литературные заслуги. Творчество относится к «деревенской прозе»
Действие происходит в индейской стране Оджибуэев и вся песнь основана на их легендах и верованиях. Племена индейцев враждуют между собой и это расстраивает Творца Гитчи Манито
Александр Милентьевич Волков (1891 – 1977) – советский писатель, драматург, переводчик, педагог. Большинству читателей знаком как автор книги «Волшебник Изумрудного города». Является автором очерков, научно-популярных книг, повестей, рассказов и стихов