Произведение относится к философской прозе писателя, отражающей реальную действительности современной жизни и демонстрирующей представителей простого народа в качестве примеров для подрастающего поколения.
Главные персонажи повести представляются в образах старого киргизского крестьянина Танабая и коня по кличке Гульсары.
Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг захвативших душу Танабая воспоминаний, которым он предается, сидя у ночного костра рядом с готовящимся к уходу из жизни верным старым конем.
Встреча Танабая с молодым жеребцом, получившим свое имя за особый окрас, происходит во время назначения киргиза на должность табунщика в местном колхозе, где конь и Танабай испытывают друг к другу взаимную симпатию и привязанность. Возмужавший Гульсары поражает все местное население своей красотой, удалью и прыткостью, позволяя себя седлать лишь Танабаю.
Табунщик настолько проникается любовью к лошадиному другу, что доверяет ему даже сокровенные тайны, включая свою грешную любовью с девушкой из соседнего села Бюбюжан, ставшей причиной для распада семейного счастья Танабая, поскольку жена узнает об измене мужа и оставляет его, уехав с детьми навсегда.
Танабай тяжело переживает уход семьи, но преодолеть горе и тоску ему помогает верный Гульсары.
Спустя годы колхозное начальство меняется, и новый председатель изъявляет желание забрать коня для собственных поездок, поэтому Гульсары отправляется на проживание в конюшню колхоза, из которой несколько раз убегает в родной табун к Танабаю, после чего его вновь насильно возвращают в колхозную конюшню.
Однажды Танабай решает проведать друга и находит его с опухшими больными ногами, одиноко стоящим в холодной конюшне. От вида больного коня Танабай чувствует острую боль в собственном сердце, но помочь другу табунщик не в силах.
Оживают в душе старика и воспоминания о тяжелых годах периода коллективизации, когда он по направлению властей работает в качестве чабана, ратующего за спасение отары, но не в силах противодействовать произволу местного начальства, которое, обвинив его в попустительстве и гибели ягнят, исключает из партийных рядов. Обида за несправедливое отношение к собственному труду, возникшая в душе Танабая, отражается и на коне, являющемся единственным преданным другом и товарищем киргиза.
В один из дней Танабаю приводят старого коня для работы в отаре, в котором он узнает своего прежнего, но постаревшего любимца, Гульсары.
С наступлением рассвета конь тихо умирает, а Танабай, сквозь горькие слезы попрощавшись с другом, в последний раз закрывает его потухшие глаза, а затем продолжает путь домой, размышляя о собственной скорой смерти.
Писатель использует в повествовании яркую, простую речевую конструкцию, усиливающую грустный лейтмотив повести и подчеркивающую проявление истинных человеческих чувств в виде преданности, честности, взаимовыручки, верности дружбе, несломленных в тяжелых жизненных ситуациях.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
В одном из городков Ямской слободы (иными словами - Ямы), находился публичный дом Анны Марковны. Однажды в заведении оказалась компания, состоящая из студентов и доцента Ярченко с журналистом
Как пишет А.В. Дружинин, И.А. Гончаров является настоящим художником, которому свойственен врожденный талант писателя и в то же время поэта, поскольку, несмотря на реализм его произведений, все они наполнены глубокой поэзией
В произведении «Спеши любить», созданном американским писателем Николасом Спарксом, рассказывается о любви двух молодых людей.
Пятый год подряд с наступлением весны Григорий, сварщик - монтажник и отец двоих детей брал десятидневный отпуск и отправлялся на Дон ловить рыбу.
Как-то раз в театре екзекутор Червяков, с наслаждением и пристальным вниманием просматривал пьесу «Корневильские колокола». Но тут он неожиданно сам для себя чихнул.