Михаил Пришвин был известен своими проникновенными описаниями природы, написанными удивительно красивым языком. Критики, такие как Константин Паустовский, называли его "певцом русской природы", а Максим Горький восхищался его способностью передавать ощутимость мира с помощью простых слов.
Однако главную ценность Пришвин видел в своих "Дневниках". Эти записи, веденные им почти полвека (с 1905 по 1954 год), намного превосходят объемом даже самое полное собрание его сочинений. Полностью они были опубликованы лишь в конце 1980-х годов.
"Дневники" открывают нам другой, более интимный взгляд на Пришвина и его творчество. В них ярко прослеживается его духовный путь к внутренней свободе. Здесь мы видим богатые наблюдения о жизни, в том числе о негативных явлениях советской действительности и процессе "раскрестьянивания" России.
Пришвин, будучи гуманистом, выражает в своих дневниках стремление утвердить "святость жизни" как высшую ценность. Дневники - это не просто личный архив, а целая литературная система, находящаяся в диалоге с его художественными произведениями, как отмечал биограф писателя А.Н. Варламов. Они представляют собой "великий Дневник", рассчитанный на глубокое и многомерное прочтение будущими поколениями.
В восьмитомном собрании сочинений Пришвина (1982-1986), где два тома целиком посвящены дневникам, мы уже можем ощутить напряженную духовную работу писателя, его незамутненные суждения о современности и глубокие размышления о смерти, о наследии, которое он оставит после себя, и о вечной жизни.